Наш Крым богат историей
Наш край богат историей, архитектурой, достопримечательностями, природой, людьми. Жить в Крыму и не знать всего его богатства, красивых легенд – совсем неправильно. У нас в рамках деятельности клуба «Джалита» проводятся интересные встречи в ЯГООВ , в основном они посвящены нашему городу. Мы решили расширить географию и сегодня начинаем цикл публикаций, посвященных всему нашему полуострову.
Наш маршрут следования начинается в Бахчисарае по направлению к Южному берегу Крыма.
Бахчисарай… Кто только не побывал в этом древнем прибежище Крымских ханов: представители королевских семей, известные путешественники, поэты и художники, писатели и музыканты… Именно здесь Александр Сергеевич Пушкин писал свои проникновенные строки:
Покинув север наконец,
Пиры надолго забывая,
Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
Среди безмолвных переходов
Бродил я там, где бич народов,
Татарин буйный пировал
И после ужасов набега
В роскошной лени утопал.
Еще поныне дышит нега
В пустых покоях и садах…
Во многом благодаря незабвенному пушкинскому «Бахчисарайскому фонтану», небольшой крымский городок стал местом международного паломничества. Попробуем же окунуться в историю и очарование Бахчисарая. Первое, что бросается в глаза по прибытии в город — каменные глыбы, похожие на древних идолов, нависших над поселением, кривые улочки, с незабываемым колоритом города степняков, резкий контраст между старой архитектурой и современными безликими строениями. Рядом с современными постройками видно множество уютных домиков времен Крымских Ханов, для которых город стал столицей Крымского ханства с 1532 г. Но продолжим свой путь к Бахчисарайскому дворцу. Следует знать, что первоначально резиденция основателя династии ханов Хаджи-Дивлет-Гирея, правившей в Крыму на протяжении 300 лет, была расположена в поселении Эски-Юрт в 1,5 километрах от современного Бахчисарая, у основания пещерного города-крепости Чуфут-Кале (в настоящее время оставшиеся постройки этой резиденции находятся на реставрации). Известный нам ханский дворец стал строиться позднее у реки Чурук-Су. Об этом повествует красивое местное сказание.
Рассказывают, что один из сыновей хана Менгли-Гирея, почувствовав усталость во время охоты, облюбовал поляну у речки и решил отдохнуть. Через некоторое время он услышал посторонний шум, невдалеке появились две змеи, и между ними началась смертельная схватка. В результате одна из змей упала вся израненная укусами соперницы. Змея — победительница уползла. Через некоторое время израненная змея с величайшим трудом доползла до речки и опустилась в воду. Когда же она выползла на берег, то на её теле не осталось никаких следов от ранее полученных ран. Сын хана тут же поскакал к отцу и рассказал ему о чудесном явлении. В то время Крымское ханство вело борьбу за самостоятельность от Золотой орды, исцеление израненной змеи явилось хорошим знаком в укреплении воинского духа ханской армии. В дань памяти к чудесному явлению было решено на берегу речки возвести резиденцию хана, вокруг которой в дальнейшем стал формироваться город. И сегодня над воротами Дворца можно видеть изображение на медальоне двух дерущихся змей.
Хан-Сарай или Дворец Ханов по сей день является главным местом паломничества туристов, посещающих Бахчисарай. Архитектурный стиль дворца разительно отличается от архитектурного стиля дворцов и имений, расположенных у Черноморского побережья. Крымские горы как бы разделили две эпохи: Крымского ханства и Российского государства.
Дворец возводился почти 20 лет: в период с 1532 до 1551 гг. Одновременно со строительством дворца формировался и город. Название Бахчисарай в переводе с тюркского означает «дворец в саду». Площадь дворца в настоящее время составляет 4 га.
За время своего существования дворец пережил много событий. После одного из пожаров он был полностью восстановлен архитекторами и художниками из Стамбула. Когда Крым присоединили к России в 1782 году, дворец часто перестраивался к приездам императоров России. Не всегда эти перестройки и ремонты делались с уважением к истории. Ломались постройки, пробивались дополнительные двери или окна. Дворец, который мы видим сейчас, был отреставрирован в 60-е годы XX в. Над проектом реставрации работали научные сотрудники, которые попытались придать ему первоначальный вид.
На территории комплекса находятся дворцовые корпуса, оставшаяся часть гарема, Соколиная башня, большая мечеть, фамильное кладбище, мавзолей Диляры Бикечь, любимой жены Кырым-Гирея, другие постройки.
Фасады дворца украшены всевозможными орнаментами. Замечательная мозаика на окнах, интерьеры в мусульманском стиле. С соколиной башни открывается прекрасный вид на город и окружающие его горы. На территории несколько фонтанов, от которых даже в жару веет прохладой. И, конечно же, нельзя пройти мимо знаменитого фонтана слёз, воспетого Пушкиным. Иранский мастер Омер в 1764 г. смог воплотить в камне мужскую тоску хана Кырым-Гирея по любимой жене Диляры, преждевременно ушедшей из жизни. И сегодня на него кладут две розы в память о ней. Романтичная и грустная история.
Во время посещения дворца невольно погружаешься в эпоху Крымского ханства. Современная экспозиция дает возможность представить роскошь дворца в эпоху его расцвета. Во дворах музея обилие распустившихся роз, издающих чудный аромат. Многим захочется тут же вкусить кунжутной лепешки с розовым вареньем — известным лакомством Бахчисарая.
Выйдя из дворца нельзя не обратить внимание на так называемую «Екатерининскую милю», которая находится непосредственно против главных ворот. Такими знаками отмечали путь императрицы Екатерины II во время посещения Крыма в 1787 г. Среди сопровождавшей ее свиты был и князь Николай Борисович Юсупов, владелец знаменитого Архангельского, ближайший друг императрицы Екатерины Великой .
Дальнейшая часть нашего пути связана с посещением православного Успенского монастыря. История возникновения этой святой обители также имеет свою легенду. Рассказывают, что когда-то пастух пас своих овец в Успенском овраге и увидел на скале икону Божьей матери и горящую перед ней свечу. Он сообщил об увиденном своему хозяину. Тот снял икону со скалы и поместил дома. Однако, утром икона снова оказалась на скале, на своем прежнем месте. Это повторилось несколько раз. И люди поняли, что Богоматерь хотела бы находиться именно в том выбранном месте, на котором сначала построили малый храм. А в дальнейшем, в вырубленных отвесных скалах в VIII в. выходцами из Византии был построен монастырь. Кельи монахов находятся в пещерных помещениях. Долгие годы монастырь был закрыт. Только с 1993 г. монастырь вернулся в разряд действующих. Свято-Успенский монастырь по праву считается центром крымского православия. После посещения монастыря, перед подъемом в пещерный город, экскурсанты могут набрать чистой питьевой воды из святого источника Тик-Кую.
В получасе ходьбы от монастыря на горном плато расположился пещерный город Чуфут-Кале. Во время подъема легко дышится на свежем горном воздухе, насыщенном ароматом горных трав. Тропа нас выведет к главным воротам города. Еще в V-VI границе византийской империи. В переводе с крымско-татарского языка Чуфут-Кале означает «Еврейская крепость» или «Скала иудеев». Основными ее жителями были караимы, очень воинственный коренной народ Крыма, исповедовавший иудаизм. В настоящее время здесь располагается музей под открытым небом. Основные укрепления крепости были построены в VIII-IX веках. Хорошо сохранилось часть оборонной стены с двумя башнями, кена- са (молитвенный дом караимов) и другие сооружения. На северо-востоке, ближе к каньону, есть мавзолей Джанике-ханым — дочери Тохтамыш-хана. Это мавзолей XV в., который почти полностью сохранился. Есть легенда, которая гласит о том, как Джанике погибла, отважно защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей.
Нельзя не сказать несколько слов о караимах. Караимы являются коренным народом Крыма, потомками древних тюркоязычных хазар, исповедующих иудейскую религию. Кроме других достоинств, караимы считались отличными воинами. В 1246 г. по приглашению князя Даниила Галицкого караимы прибыли на службу из Крыма в Галицию. Им были предоставлены земли и льготы. В XIV веке они также были приглашены в Литву князем Витовтом, где охраняли княжеский замок и границы государства. Фактически Литва стала им второй родиной. Об отношении к караимам свидетельствует, например, то, что все побывавшие в Крыму цари и высшие патриархи православия присутствовали на богослужениях в кенасах, принимали хлеб-соль, бывали в караимских домах. Александр 1 в 1818 г. останавливался в Евпатории в доме Хаджи Аги Бабовича. Николай II с семьей посещал в 1916 г. дом С. Дувана. Гахамы были вхожи в царскую семью и имели право благословлять наследника на родном тюркском языке, положив ему руку на голову. На сегодняшний день в Крыму проживает всего 800 караимов, в Литве — 273 чел.
Пещерный город Чуфут-Кале служил и как тюремный каземат, где побывало немало пленников. 21 год в тюрьме находился русский воевода В.Б. Шереметьев, за освобождение которого хан потребовал непомерную плату — города Казань и Астрахань. Русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметьев отказался купить свободу такой ценой.
В Бельбекской долине находится множество средневековых памятников, среди которых наиболее примечательны укрепления Керменчик (у села Высокого), Пампук-Кая (над селом Голубинка) и др. Совершенно особое место в этом ряду занимает гора Бойка с ее оборонительными стенами и сторожевой крепостью, шестью поселениями X-XV вв., храмом Спасителя и близлежащими замками мелких феодалов. «Почтенная Пойка» (так называли ее в прошлом) является как бы грандиозным комплексным памятником крымского средневековья. Исключительно живописные окрестности, сосновая роща и буковые леса придают этому уголку горного Крыма особую прелесть.
Весьма интересен осмотр достопримечательностей села Соколиное. Село расположено в глубокой живописной долине реки Коккозки. Прежнее название села — Кок-коз, что в переводе с крымско-татарского языка означает «Голубой глаз». «Глазами» татары называли различные колодцы и водоемы, которые в избытке находятся в районе поселения. Над селом высятся каменные громады горы Бойки, справа видны кручи массива Седам-Кая и обрывы Орлиного залета. Долину называют Голубой — она почти всегда покрыта голубоватой дымкой.
В конце XIX — начале XX века в Кок- козах проживал князь Ф.Ф. Юсупов (больше всего известный, как убийца Распутина). Здесь сохранились охотничий домик Юсупова (Юсуповский дворец), мечеть Коккоз Джами, родник Голубой глаз, Юсуповская дорога и т. п. Особенно примечателен охотничий домик, построенный архитектором Ливадийского дворца Н.П. Красновым в 1911 году. Он замышлялся как «охотничий дом» для несказанно богатой семьи князей Юсуповых. Здесь, среди леса, у северного склона Главной горной гряды, настоящий дворец в европейском стиле был бы неуместен, и архитектор Н.П. Краснов с большим вкусом стилизовал здание под восточный «караван-сарай» с элементами ханского дворца и татарских хижин.
Хозяева назвали свою усадьбу «Аске-рин», что переводится как «Принадлежащая военному»: Юсуповы славились воинской доблестью. Вокруг дворца был разбит красивый парк с двумя большими бассейнами прямо под окнами. В имении «Аске-рин» повсюду можно было встретить изображение голубого глаза. Он смотрел со стены башни, был в декоре парковых калиток. Фонтан «Голубой глаз» славился целебными свойствами и питал «Фонтан слез», находившийся во дворце.
В комплекс дворца входили: мост через реку Коккозку, стоящая перед ним мечеть — подарок князя местному населению, гостевой корпус с башней (ныне искаженный до неузнаваемости), хозяйственные корпуса — людская, конюшня, прачечная, ограда и два фонтана — фонтан у ворот (1883 год), фонтан «Голубой глаз».
Сюда часто съезжались гости, им было занятно приобщаться на время к местной татарской экзотике. В виде игры они старались усваивать мусульманские обычаи; при желании можно было облачиться в восточные наряды (гардероб всегда хранился здесь же, наготове) — и выйти в таком виде к обеду… Главной же целью посещений была охота и конные прогулки.
Лучше всех знал о своем «охотничьем доме», конечно, сам хозяин. Уже в эмиграции Ф.Ф. Юсупов написал книгу воспоминаний о потерянной родине, где с особой любовью и тоской воскресил в памяти крымские имения: «Дворец был белый, с крышей из старинной черепицы, покрытой глазурью, которой патина времени придала разные оттенки зеленого цвета. Его окружал виноградник, маленький ручей бежал у стен — с балкона можно было ловить форель. Внутри мебель, крашенная яркими красными, синими и зелеными цветами, была скопирована со старинной татарской. Восточные ткани покрывали диваны и стены. Большая столовая днем освещалась через персидские витражи на потолке. Вечером, освещенные изнутри, они пропускали в комнату переливчатый свет, гармонично смешивавшийся со светом свечей на столе. Одна из стен была украшена мраморным фонтаном, где вода текла капля за каплей с нежным жалобным звуком по множеству маленьких раковин, из одной в другую. Этот фонтан был точным воспроизведением того, что находился во дворце хана… Голубой глаз находился повсюду: в витражах, над фонтаном, в кипарисовом парке и в восточной орнаментике столовых приборов…
Одним из первых гостей имения Кок- коз был император Николай II. В письме к своей матери — императрице Марии Федоровне, — царь хорошо отозвался об «охотничьем доме», где было «очень красиво и оригинально».
С чисто южной эмоциональностью оценил творение Краснова король Мануэль Португальский. Заехав сюда на денек, он вдруг заявил, что не желает покидать этот дворец никогда!
К сожалению, сегодня дворец находится в унынии и запустении.
После завоевания Крыма Императрица Екатерина II награждала своих сановников наделами на полуострове. Именно тогда князь Н.Б. Юсупов получил богатые Ай-Петринские угодья. В дальнейшем этими землями распоряжался его зять — граф Ф.Ф. Сумароков-Эльстон, которому для продолжения, пресекающегося по мужской линии рода Юсуповых, императорским указам был пожалован княжеский титул и фамилия Юсупов. Князь Ф.Ф. Юсупов приказал создать этот водоем для разведения речной форели.
Вода в Юсуповское озеро поступает из расположенной рядом пещеры Сары-Коба (Желтой пещеры), она же и является истоком реки Сары-Узень. А ниша, из которой вытекает вода, является входом в пещеру.
История строительства Чайного домика уходит к временам Императрицы Екатерины II. В то время владелец этих угодий князь Н.Б. Юсупов построил в голах дом, куда собирался пригласить императрицу во время ее путешествия по присоединенному Крыму в 1787 году. Однако, каких-либо документов, подтверждающих визит Императрицы в это место, не имеется. Зато здесь часто бывал последний российский царь Николай II. Говорят, он любил попивать здесь чаек и картежничал. Возможно. По этой причине за домиком князя Юсупова закрепилось названии «Чайный». До Великой Отечественной войны в этих местах лечили горным воздухом детей от туберкулеза.
Во время войны здесь базировался партизанский отряд. Однако, в результате предательства, большая часть партизан была уничтожена в ходе карательных операций. А Чайный домик с прилегающими строениями был сожжен. В послевоенные годы комплекс был восстановлен, и сегодня является гостиницей с номерами различного уровня комфортности.
Неподалеку находится пещера Борю-Тешик. В переводе с крымско-татарского языка это означает «Волчья яма». Во время войны здесь был партизанский госпиталь, который зверски был уничтожен фашистами с находившимися там 26-ю ранеными партизанами. Сейчас пещеру называют «Партизанской». В послевоенное время энтузиасты-поисковики установили имена всех погибших партизан, и у входа в пещеру была установлена мемориальная доска с перечнем всех имен.
Сама же пещера сравнительно простой конфигурации, в ней два коридора. Левый, длиной около 20 метров, горизонтален и заканчивается небольшим залом. Направо уходит более длинный, 142-метровый ход, постепенно углубляющийся на 41 м от поверхности. Ширина хода меняется от 2 до 8 м. В средней его части имеется зал с натечной колонной в центре и ванночками с водой вокруг неё. На стенах встречаются обычные карбонатные натеки, кое-где «цветут» гипсовые цветы. В дальней части пещеры имеется небольшой, пересыхающий летом ручеек.
Если двигаться в горы по дороге, ведущей в урочище Большой Бабалган к бывшей Молочно-технической ферме, и далее на Ай-Петринскую яйлу, мы попадём к горе Бедене-Кыр (в переводе с крымско-татарского — «Перепелиная гора»). Гора заметна издали, так как на ней расположены радиолокационные станции слежения, и их белые купола видны издалека. В народе их называют «Шампиньоны», так как внешне они очень уж они похожи, несмотря на огромные размеры. на одноименные грибы.
Завершающий переход нашего путешествия по горам Крыма пройдет по знаменитой Еврейской тропе, которая, по сути, не является тропой в общепринятом понимании данного слова, а скорее представляет собой грунтовую дорогу шириной 4 метра.
Еврейская тропа является своеобразной исторической достопримечательностью. Это маршрут, который специально был проложен для князя Юсупова, чтобы он мог беспрепятственно попадать из села Соколиное, где было его имение, в другую свою усадьбу — дворец на Южном берегу Крыма. Создал эту дорогу купец по фамилии Жидов. Так появилось у «тропы» название — Жидова дорога, позднее название трансформировалось в Еврейскую тропу.
В заключение правомерно отметить, что освоение богатого культурного пространства Республики Крым поможет обогатить кругозор и память не только наших ветеранов , но и будет интересно всем жителям Крыма, гостям нашего полуострова и будет способствовать историко-культурному и патриотическому воспитанию молодёжи.
СЕЛИВАНОВ ВИКТОР ВЕНИАМИНОВИЧ
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Ялта, Респ. Крым, РФ) кандидат экономических наук, доцент; e—mail: vvselivanov@ukr.net