Амани, неизвестный композитор
Жизнь и творчество композитора
Николая Николаевича Амани
(1872 – 1904)
Этот композитор интересен тем, что он последние годы своей жизни проживал в нашем городе, где и скончался. Ему было всего 32 года.
Николай Николаевич Амани родился 4 апреля 1872 года в Санкт- Петербурге. Одарённого мальчика в 1878 году усыновил, будучи бездетным в первом браке, Николай Иванович Амани, дав усыновлённому свою фамилию и отчество. Он был почётным гражданином Санкт-Петербурга, купец, в собственности имел в городе три домовладения. Его вторая жена — Агрипина Никитична Амани, до замужества Волкова — дворянка. От совместного брака у них родилось трое детей: сын Виктор — 1878 г. рождения, дочь Наталья — 1900 г. рождения и сын Николай — 1901 г. рождения. Из архивных сведений Мариинского приюта нам стало известно, что все эти дети являлись неполнородными братьями и сёстрами нашего композитора Николая Николаевича Амани.
Сам Николай Иванович Амани скончался в конце 1903 года и похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище.
А как же сложилась судьба самого композитора?
Николай Николаевич воспитывался ещё при жизни отца в одной из петербуржских классических гимназий, т.к. большую любовь к музыке проявил ещё в раннем детстве. В этой гимназии он получил достаточно высокое музыкальное образование. Серьёзное музыкальное образование до 17-летнего возраста было недоступно из-за семейных обстоятельств.
И только в семнадцатилетнем возрасте для получения более высокого музыкального образования (1889 г.) по совету А. Г. Рубинштейна Амани стал брать уроки у Николая Дубасова. Затем, в 1890 году (18 лет) поступил учиться в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс Ф. Ф. Штейна сразу на высший курс. В студенческие годы дружил с Николаем Николаевичем Черепниным — русским композитором, дирижёром, музыкальным педагогом, хореографом, музыкантом и пианистом (1873 — 1945 гг.).
Черепнин в своих воспоминаниях «Под сенью моей жизни», так описывает свои студенческие годы:
«В это время я снял себе просторную меблированную комнату, на той же Николаевской улице, где проживал мой отец. По удивительной случайности, в том же доме, что и я, и на той же лестнице проживали двое моих товарищей по классу: Николай Николаевич Амани и Фёдор Степанович Акименко, оба весьма одарённые композиторы, а Амани, к сожалению, столь рано ушедший из жизни, был также и превосходным пианистом, учеником Лешетицкого. Желание изучать композицию развилось и окрепло в продолжении предыдущих 2-х лет в классе обязательной гармонии преподавателя Анатолия Лядова. Занятия композицией так увлекли Амани, что для фортепьянного класса не стало хватать времени.
Ему пришлось оставить класс Анны Есиповой. Тем не менее, Амани не оставил фортепьянных занятий и в 1897 году (в 25 лет) окончил экстерном консерваторию с дипломом пианиста.
Второй диплом по теории композиции Амани получил в 1900 году. Будучи ещё учеником консерватории стал Лауреатом премии, как композитор на конкурсе СПБ «Общества камерной музыки» за своё струнное трио (D-moll) Op. 1. В 1900 году в качестве экзаменационной работы написал кантату «Райн Пери», над которой беспрерывно работал два месяца. Постоянные усиленные занятия, необходимость жить частными уроками, вконец расстроили и без того слабый, расположенный к чахотке, организм.
По настоянию друзей Амани отправляется на лечение в Италию. Там его приняли радушно. Фирма «Рикорди» (Милан) издала три его фортепьянные пьесы.
Два летних месяца, проведённых в Неаполе, в непривычном жарком климате, ещё больше ухудшили его здоровье. Тем не менее, 29 июля 1890 года Амани дал в Неаполе концерт исключительно из своих произведений и с большим успехом.
При возвращении в Россию обнаружилось, что заболевание очень серьёзно и требует незамедлительного энергичного лечения. Пришлось опять уехать за границу. На сей раз в Силезию, а затем в Палермо, где он прожил почти полгода. Итальянцы опять радушно приняли русского композитора и восторженно отзывались о его таланте.
С мая 1901 Амани живёт в Германии, где продолжает усиленно лечиться от своей тяжёлой болезни. В Германии, в санатории «Фалхинштейн» он пробыл до осени.
Со времени окончания консерватории (1900 г.) Николай Николаевич Амани получал материальную помощь от мецената Митрофана Беляева, издававшего в то же время его произведения. _
В 1902 Николай Амани поселился в Ялте. Ещё при его жизни в городском саду Ялты Оркестром лейб-гвардии Преображенского полка были исполнены три его фортепьянные пьесы. Большая дружба связывала в Ялте Николая Николаевича с Александром Спендиаровым, который написал оркестровку этих трёх пьес композитора.
В марте 1904 года Спендиаров вместе с оркестром гастролировал в Санкт-Петербурге, в репертуаре которого были представлены и три пьесы Амани. Концерты прошли с большим успехом.
В Ялте он был знаком и дружил с дивой Мариинского театра Евгенией Константиновной Мравиной, с которой также участвовал во многих мероприятиях творческой жизни Ялты. Часто в городе с большим успехом в концертах исполнялись музыкальные произведения Амани.
В то время газеты Ялты писали:
«В Ялте 10 мая состоялся концерт госпожи Н. Давыдовой. Она исполнила красивую арию господина Амани из трагедии «Ромео и Джульетта».
«8 декабря состоялось первое общее собрание возродившегося Ялтинского общества любителей музыкального и драматического искусства». Почётными членами были избраны композитор Н. Н. Амани, академик Мясоедов, Мясоедова и Вебер».
В 1903 году Русская музыкальная газета извещает:
«Живущему в Ялте талантливому композитору Н. Н. Амани 17 ноября присуждена 1-я премия (100 руб.) за хор a’capella на слова Алексея Толстого «Клонит к лени» под девизом «Sinceri Tas» на конкурсе, устроенным Русским хоровым обществом в Москве, по случаю 25-летия со дня его основания».
В эти последние два года своей жизни Амани написал юбилейную кантату в честь Глинки, исполненную в Ялте уже после его смерти.
Музыкальное наследие Николая Николаевича Амани не велико. Кроме кантаты и оркестровой увертюры, написанной ещё в консерватории, переделанной в 1904 году и исполненной в Ялте в день похорон автора. Изданы также несколько его романсов и фортепьянных пьес на слова Алексея Апухтина: «О боже, как хорош прохладный вечер лета», Ивана Никитина: «Тишина ночи», а также на слова Алексея Толстого, Афанасия Фета и других авторов.
Им же написана баллада для баса — «Бородино» на стихи М. Лермонтова с посвящением Федору Шаляпину. В том числе небольшие вокальные пьесы, и ряд пьес для фортепьяно, всего 15 opus’oB, из которых 6 последних изданы фирмой П. Юргинсона: как 2 хора, ария Джульетты, ариозо «Мцыри», в том числе красивый проникнутый искренним религиозным чувством отрывок из «Иоанна Дамаскина» графа Алексея Толстого.
В «Альбоме для юношества» автором Амани представлено 12 пьес средней трудности, очень изящных, в том числе два вальса для фортепиано.
Такова многопланова, содержательна и глубоко лирична была деятельность музыканта, несмотря на его тяжёлый неизлечимый недуг.
В некрологе Ялты об Амани сообщается, что и душа молодого музыканта несмотря на такой недуг, — даже в последние дни его жизни, — была ясна и спокойна.
Эта ясность и сердечное спокойствие, хотя и редкого грустного настроения, характеризуют всю его музыку. Из приведённой информации нельзя сказать, что за свою короткую жизнь Амани создал мало произведений, скорее всего наоборот, у него довольно большой авторский багаж его произведений и высокого музыкального качества.
В день похорон Николая Николаевича Амани — композитора и пианиста, симфоническим оркестром города, в городском саду была исполнена его последняя увертюра.
Похоронили его в Ялте на Поликуровском кладбище, рядом с композитором В. С. Калинниковым в 1904 году 4 октября.
В 1979 году на могиле было установлено надгробие из Крымского диорита.
Материалы подготовила Александра Кирилловна Рощина
Март 2020 года.